Пластические операции
Кому и зачем нужны пластические операции? Посмотрим на цифры и социальные причины явления
Социальные причины

В социальных науках существует концепция "роли", которую играет индивид. Каждый день мы сталкиваемся с сотней таких ролей (аналогия с театром). Вот здесь я в роли преподавателя, здесь – покупатель в продуктовом, а здесь – случайный прохожий. Для каждой роли есть свой набор ожиданий: когда мы представляем в голове представителя роли "учитель", нам вряд ли придет в голову человек с проколотой бровью 17-ти лет. Да, стереотипно, но так и работают ролевые ожидания.

Случается, что люди «подделывают» свою внешность под роли. Пластические операции — это способ изменить «выбивающиеся черты». В 1967 социологи проанализировали мотивацию пластики носа [1]. Больше половины опрошенных шли на операцию, чтобы скрыть признаки своей этничности. Ожидания к определенным ролям часто требуют определенной национальности.

Представление в медиа

Анализ СМИ показывает, что хирургические вмешательства в журналах описаны как менее опасные, чем они есть на самом деле [2]. Не все скажут вам о том, что после пластики груди нельзя таскать тяжести и делать упражнения на верхнюю часть тела около полугода.


Пластика груди

Из-за постоянного сравнения себя с другими нам хочется выглядеть определенным образом. Но он почти всегда отличается от реальности. Символ такого образа конца XX века — пластика груди. В России так до сих пор. Теории феминизма описывают, как женщинам предъявляют стандарт большой груди, из-за которого обладательницы небольшого размера чувствуют себя неполноценными [3]. Думали, что это уже далеко от реальности? Увы. В 2017 в России 20% ВСЕХ пластических операций пришлось именно на увеличение груди.

Мужчины и пластика

Мы помним, что мужчины тоже страдают от несоответствия внешности своим идеалам. Так вот, зачастую мужчины решаются на пластику из-за неуверенности в себе, а не из-за принципиальных физиологических нарушений [4].


1. Adams J. Bodies of Change: A Comparative Analysis of Media Representations of Body Modification Practices // Sociological Perspectives. 2009. Т. 52. № 1. С. 103–129.

2. Gimlin D. L. "Too Good to Be Real": The Obviously Augmented Breast in Women's Narratives of Cosmetic Surgery // Gender & Society. 2013. Т. 27. № 6. С. 913–934.

3. Macgregor F. C. Social and Cultural Components in the Motivations of Persons Seeking Plastic Surgery of the Nose // Journal of Health and Social Behavior. 1967. Т. 8. № 2. С. 125.

4. Ricciardelli R., Clow K. Men, Appearance, and Cosmetic Surgery: The Role of Self-esteem and Comfort with the Body // The Canadian Journal of Sociology. 2009. Т. 34. № 1. С. 105–134.


Список источников
Made on
Tilda